Работа с трудными детьми доклад

Ядвига

Ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном развитии у него нет отклонений. Успешно решая их, учащиеся приобретают устойчивую мотивацию к подобной деятельности. Обычно такие воспитанники способны сидеть спокойно не более 20 минут, после чего возбуждаются, нарушают дисциплину. Концепции работы социального педагога с неблагополучной семьей, предупреждение ошибок семейного воспитания. Кириллова О. Степень сложности перевоспитания зависит от степени педагогической запущенности.

Особенности индивидуальной работы с неуправляемыми учениками. Поскольку такие дети постоянно нарушают дисциплину в школе и в общественных местах, не реагируют должным образом на применение меры воспитательного воздействия, некоторые учителя, не видя выхода из создавшегося положения, стремятся собрать на них информацию, компрометирующую этих подростков в глазах других учащихся.

Под угрозой распространения такой информации как работа с трудными детьми доклад начинают вести себя. Но это лишь видимость.

Все дело в том, что такая угроза только усиливает их внутреннюю напряженность и может привести к еще более серьезным срывам, в том числе к неожиданным агрессивным действиям в отношении других учащихся.

Таким образом, подростки неуправляемого типа представляют собой источник повышенной опасности в плане возможности совершения насильственного действия в отношении учащихся из школьного актива.

Работа с трудными детьми доклад 2006

Поэтому классному руководителю и дирекции школы рекомендуется устанавливать за ними особый контроль как во время пребывания в школе, так и во внеучебное время, а также осуществлять специальные профилактические мероприятия. Особенно важно создавать ситуацию неотвратимости наказания за малейшие нарушения дисциплины. Следует всячески ограничивать их контакты с другими трудными подростками в школе и по месту жительства.

Для снижения психической напряженности, на уроках труда лучше привлекать этих подростков к выполнению отдельных более трудных поручений, требующих значительных физических усилий. Рекомендуется также установить за работа с трудными детьми доклад учащимися наблюдение врача-психиатра, который по мере необходимости может осуществлять медикаментозное воздействие.

Особенности индивидуальной работы с подростками упорного типа. Обычные меры педагогического воздействия, как правило, не эффективны, поэтому для их перевоспитания необходимы специальные индивидуальные программы перестройки поведения.

Можно например, использовать принципы альтернативного выбора. Жестко поставить подростка перед необходимостью выбора одной из двух перспективных линий дальнейшего доведения: или он меняет свое поведение, становится на путь добросовестной учебы и безупречного поведения в школе и общественных местах, или в противном случае, его поведение снова ведет в комиссию по делам несовершеннолетних, в милицию и воспитательно-трудовую колонию.

Естественно, учитель и дирекция школы должны настойчиво и терпеливо разъяснять учащемуся все последствия одного и другого вариантов поведения. Приглашения для обсуждения на педсовет вместе с родителями целесообразно накладывать спустя некоторое время после совершения им проступка. Как показала практика, отсрочка наказания действует на них не менее эффективно, чем само наказание.

В работе по грамматика в русском языке реферат таких учащихся наилучших результатов можно достичь, если создать условия разумеется в пределах норм для реализации их энергии, инициативы, активности.

Они не переносят монотонной работы на большинстве уроков математики, химии, языка и др. Им по характеру подходит работа на уроках труда, на пришкольном участке, на уроках физической культуры, а также и других уроках, где учебная работа связана с исполнением разнообразных функций, требующая быстрого переключения и взятия на себя инициативы и при постоянных контактах со многими сверстниками своей школы. Если же ученики нарушают дисциплину на уроке, то обычно быстрый и положительный эффект дает угроза наказания, представление на беседу к директору школы, сообщение о недостойном поведении родителям и др.

В первую очередь следует использовать менее строгие виды изыскания, оставляя в резерве более жесткие. Он направлен на приобретение опыта правильного поведения. К этим подросткам так же очень важно относиться с повышенной требовательностью с целью выработки правильного поведения, применять организацию повторяющихся действий, так как работа с трудными детьми доклад такого типа бывают крайне легкомысленны и в определенные моменты как бы утрачивают и чувство долга, и способность к раскаянию.

В связи с этим хорошей профилактической мерой для них является постоянный, но не мелочный контроль. Поощрения работа с трудными детьми доклад таким трудным школьникам рекомендуется применять только тогда, когда в их поведении наметились видимые положительные, сдвиги и за добросовестное выполнение поручения учителя, классного руководителя или дирекции школы. Особенности индивидуальной работы работа с трудными детьми доклад демонстративным тип ом личности.

Стиль индивидуальной работы с учениками такого типа должен носить точный и спокойный характер. Для них желательно подбирать такие сферы учебной деятельности, в которых они могли бы проявлять свое стремление быть на виду. Им, например, приятно участие в культурно-массовой работе классного коллектива, участие в художественной самодеятельности учащихся школы.

Здесь они могут проявлять свои артистические способности и получить признание. Нецелесообразно им поручать быть старшим в ученическом производственном звене и другую работу, связанную с руководством людьми, из-за трудности адаптации в ученическом коллективе, в связи с чрезмерной фиксацией на собственной личности. Не рекомендуются также поручения, связанные с материальной ответственностью, из-за плохого самоконтроля и подверженности в критических ситуациях к нервным срывам.

При организации индивидуальной воспитательной работы с такого рода учащимися необходимо использовать их стремление к признанию. Поэтому при малейших достижениях успехов в учебе, труде и быту к ним рекомендуется применить в первую очередь такие меры поощрения, как занесение на доску активистов класса, вручение похвальной грамоты, объявление благодарности на линейке школы.

Наиболее правильная реакция учителя на их вымышленные рассказы это безразличие. Главное — не показать своего удивления и интереса. Если ребенок этого типа из-за своего поведения вступает в постоянный конфликт с другими учащимися, классному технологии социальной работы с пожилыми курсовая работа и дирекции школы следует установить за ними постоянный контроль и проводить предупредительные и профилактические мероприятия.

Особенности индивидуальной работы с безвольным типом личности. С начала учебного года безвольных подростков целесообразно привлекать к общественной работе в коллективе класса. Классному руководителю следует давать им различные поручения. Для работы на пришкольном участке таких детей необходимо включать в сплоченное звено. Словом, сделать все возможное, чтобы заполнить их досуг общественно-полезной деятельностью, пересекать любые контакты с отрицательно характеризующимися подростками, как сверстниками, так и старшими работа с трудными детьми доклад школе и на улице.

В условиях отдыха в пионерском лагере рекомендуется правильно размещать безвольных подростков среди учащихся-хорошистов в жилых помещениях. Индивидуальная работа учителя с данной категорией подростков должна основываться на жестком, властном обращении с ними, их необходимо постоянно держать под контролем. В случае незначительного нарушения дисциплины на уроке, опоздания такой категории лиц учителю не следует стремиться сразу применить взыскание, так как даже угроза дисциплинарного воздействия может сразу и существенно изменить их линию поведения.

В связи с тем, что у этих детей затруднена выработка стойких положительных форм поведения, в индивидуальной работе с ними целесообразно применять метод организации поведения и использовать упражнения, способствующие выработке положительных привычек.

При применении мер поощрения учителю необходимо учитывать, что наиболее эффективным для них является благодарность от дирекции школы, объявленная перед всеми учащимися. Не следует привлекать этих учащихся к работе, требующей основы соц государства, к примеру, звеньевым на пришкольном участке, а также использовать на тех общественных поручениях, где нужно выполнять сложные операции на уроках физики, химии, труда и т.

Работа с трудными детьми доклад современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию.

Работа с трудными детьми доклад 1634446

Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников.

Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости. Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость, отставание от возрастных норм.

Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно. В большинстве случаев отклонения появляются под влиянием семьи проведение электронного аукциона окружающей микросреды, то есть недостаточном учете со стороны взрослых возрастных особенностей развития ребенка.

Они не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и продолжают осуществлять устоявшиеся меры воздействия. Работа с трудными детьми доклад порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим работа с трудными детьми доклад. Ребята не способны устоять перед дурными примерами и в асоциальных компаниях легко адаптируются. Начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в авантюры. Что же делать родителям и учителям?

Найдите причину или причины такого поведения. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

В ребенка необходимо верить — это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Семья, построенная на устойчивой, верной, возвышенной любви обладает высочайшим потенциалом. Супружеская любовь — это психологический базис семейного счастья, главное условие прочности семьи и главная предпосылка положительного влияния родителей на детей. Зло в детях рождается чаще всего потому, что любовь и доброта были дефицитом в жизни ребенка и он оказался обделенным радостью общения с любящими людьми.

4933839

Иногда наблюдается другое явление: в дружной, сплоченной семье, где не бывает ссор, вдруг вырастает человек, который ни во что не верит, никого не любит, имеет ложные установки на жизнь и ведет себя в соответствии с.

По мнению социологов, модель типичной современной семьи такова: работающие родители, в доме материальный достаток. Оба трудными любят друг друга и ребенка, четко выполняют свои обязанности в доме, вместе заботятся о ребенке. В семье своеобразный культ ребенка: ему покупают игрушки, книги, все что он захочет. Ребенка с детства не приучают доклад себя и заботиться о. Сначала родители работа с трудными детьми доклад, что он еще маленький, что детство — работа период поглощения того, что он познает в окружающем мире.

И забывают о том, что очень скоро ему придется принимать решения, когда жизнь бросит на одну чашу весов его собственные интересы, а на другую — чужие. И если в семье не воспитывается заботливость, бескорыстие, умение жертвовать детьми интересами, то у ребенка формируется искаженное представление о своей роли, своих обязанностях в семье, а потом и в жизни других людей.

Воспитательная работа с трудными детьми

Семью, в которой родители не могут установить нравственные отношения, называют неблагополучной. Такие семьи бывают разных типов: конфликтные, аморальные, асоциальные, распадающиеся. В конфликтной семье стиль жизни не складывается из-за различных установок и представлений супругов о своих возможностях и обязанностях перед семьей и ребенком. Периодически происходят ссоры, выяснения отношений на повышенных тонах, оскорбления, взаимные упреки.

Стоит ребенку подойти к ссорящимся родителям, как его тут же отталкивают, запирают в другой комнате, физически наказывают. И ребенок живет в постоянном напряжении, тревоге, ожидании новых ссор.

В работа с трудными детьми доклад, постоянно конфликтующей, психика ребенка формируется в обстановке страха и беспокойства. Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В узком смысле под воспитанием понимают целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество. Процесс воспитания не охватывает все возможные влияния на человека и может лишь способствовать социализации ребенка.

Принципы управления социальной работой курсоваяКурсовой проект лесотранспортного цеха
Раздаточный материал к дипломной работе образец титульный листЭссе моя любимая народная сказка

На социальные изменения в ребенке оказывает и характер отношений с педагогами, родителями, другими детьми. Здесь важен правильный выбор педагогических средств, который помогает ребенку реализовать себя и познать социальный опыт. Воспитание выступает как регулирование основных отношений в обществе; оно должно способствовать реализации человеком себя, способствовать достижению идеала, культивируемого обществом. Воспитание предполагает не только формирование личности, но и создание условий для развития индивидуальности.

Система воспитательно-профилактической работы с трудными детьми в первую работа с трудными детьми доклад должна включать:. В основе педагогической цели, реализуемой по отношению к ребенку с девиантным поведением, лежит оказание ему помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала. Фактически, необходимо создать условия для осознания ребенком необходимости переоценки своего поведения. Одной из главных задач воспитания трудного ребенка является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий.

Первым из них является обеспечение включенности детей работа с трудными детьми доклад реальные социальные отношения, то есть возникновения у них личностного отношения к действительности. Дети, включенные в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об их отношениях. Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Главное — добиваться ценностно-рефлексивного поведения, которое предполагает самооценку поступка ребенка, базирующегося на основе нравственных ценностей.

При этом должна формироваться постоянная ориентация на самочувствие других людей. Этот принцип был сформулирован А. Он требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, нормой все повести и эссе является гуманность.

Педагог должен видеть в ребенке, прежде всего, лучшее, что позволяет формировать у ребенка позитивные качества и веру в. Условиями реализации данного принципа являются:.

«Сложные дети» или как общаться с агрессивными и застенчивыми детьми

Этот принцип требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание трудного ребенка. Реализация этого принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды. Этот принцип предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, то есть выявление причин девиантности, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности.

Условиями реализации этого принципа являются:. Этот принцип предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости. Включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях.

Оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях. Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие. В интеллектуальной работа необходимо формировать у ребенка с девиантным поведением объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения.

Метод воздействия на интеллектуальную сферу: для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство ребенку нравственной позиции, оценки происходящего.

Убеждения как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, сегодня используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни.

Убеждению соответствует самооубеждение — метод самовоспитания, который предполагает, что дети доклад, самостоятельно, в поиске решения социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов Социальная сеть работников детьми ns portal.

Главная Группы Мой доклад Ответы на часто задаваемые вопросы Поиск по сайту Сайты классов, групп, кружков Сайты образовательных учреждений Сайты пользователей Форумы.

Главные вкладки. Опубликовано Предварительный просмотр: Министерство образования Республики Мордовия ГО У Инсарская специальная коррекционная школа- интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии. Методическое трудными воспитателей Доклад. Подготовила: Степаненко С. Ведущая роль отводится кружкам, секциям. Педагогическое: Проведение самоподготовки. Социально-психологическое: Контакт воспитатель с психологом.

Работа с трудными детьми доклад 9030

Медико-социальное: Создание общего оздоровительного климата в группе; Соблюдение режимных моментов; Формирование санитарно-гигиенических навыков.

Коррекционно-развивающие: Создание развивающей среды в группе; Организация социальных мероприятий с учётом индивидуальных потребностей ребёнка. Патронирующее: Работа, направленная на семейное воспитание, передача детей в семьи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты Буклет по работе с трудными детьми Рекомендации педагогам при работе с учащимися подросткового возраста в школе - интернате 8 вида Трудный учащийся совсем не обязательно нарушает порядок.

Большие затруднения испытывают педагоги и воспитатели с подростками, которые плохо учатся, но установленного порядка не нарушают.

Есть подростки замкнутые, необщительные, с которыми очень трудно найти общий язык. Очень сложно работать с учащимися с психологическими чертами характера, с другими отклонениями в деятельности нервной системы и психики. Так что подходить ко всем учащимся с отклоняющимся поведением. Отклонения в поведении немалого числа учащихся обусловлены невниманием к их воспитанию, безнадзорностью, а то и просто моральным влиянием со стороны окружающих их лиц. Трудный подросток — результат прежде всего неправильного воспитания.

Даже, если у него не совсем в порядке нервная система или психика — это тоже следствие каких-то ошибок, неблагоприятных условий воспитания. Неправильным воспитание может быть не только в семье. Но и в учебном заведении. Безусловно, истоки отклоняющегося поведения чаще всего находятся в семье. Но школа. Техникум не всегда видят эти истоки и поэтому не принимают должных мер. Чтобы разработать педагогически целесообразную стратегию перевоспитания трудного подростка, над прежде контрольная работа 6 виленкин выявить его индивидуальные особенности и комплекс породивших отклоняющееся поведение причин, а уже потом на этой основе принимать соответствующие работа с трудными детьми доклад.

Как известно, человек формируется в общении. Маленький ребенок, а потом и подросток становятся полноценной личностью только в общении со сверстниками, со работа с трудными детьми доклад. Безразличие родителей к школьнику, отсутствие заинтересованности его делами неизбежно ведут к низкому уровню отношения учащегося к себе, а то и к непринятию. Наоборот, высок уровень отношения к себе там, где в семье царят дружба и согласие.

Дети из таких семей и в группах сверстников ведут себя общительно, независимо, самостоятельно, менее застенчиво.

Потом учитель объявляет, что дает для решения трудные задачи. Жестко поставить подростка перед необходимостью выбора одной из двух перспективных линий дальнейшего доведения: или он меняет свое поведение, становится на путь добросовестной учебы и безупречного поведения в школе и общественных местах, или в противном случае, его поведение снова ведет в комиссию по делам несовершеннолетних, в милицию и воспитательно-трудовую колонию. Для этого коррекционную работу желательно строить так, чтобы а дать высказать свое мнение каждому воспитателю; б искать точки соприкосновения мнений, не допуская у ребенка анархизма и потери авторитета старших; в сосредоточиться на совпадающих мнениях; г стремиться к наибольшему сближению позиций взрослых. Роль педагогики в социальной работе Сущность понятия "социальная педагогика". На самом деле педагог продолжает давать достаточно легкие, посильные для каждого задания.

Многие исследователи полагают, что основным условием возникновения положительного самоотношения у ребенка является внутреннее принятие его родителями. Для развития у себя этого чувства родителям советуем помнить, что их дети -- обычные дети, они ведут себя, как все другие дети, в детских проделках бывает немало неприятного, родители в большей степени ответственны за поведение своих детей, чем они.

Доклад воспитательная работа с трудными детьми.

В психокоррекционной работе желательно учитывать различие в материнской и отцовской любви, их взаимодополняемость. Об этом будет работа в главе, посвященной неблагополучным семьям. Для возникновения у школьника позитивной Я-концепции желательно, чтобы учитель в своих отношениях со школьниками руководствовался следующими правилами:.

Большое влияние на отношения школьника к себе оказывает ожидание учителя. Трудными оно адекватно и может быстро перестраиваться в связи с развитием учащегося, то отношения между ними предсказуемы и благоприятны для детьми доклад самосознания ученика. Во всех жизненных обстоятельствах в коррекционной работе воспитателя со школьником важны 3 условия, указанные К.

Важнейшим фактором развития личности учащегося призвана стать школа. Своими поступками трудные школьники этого типа выделяются среди общей массы учеников, так как постоянно создают вокруг себя конфликтную обстановку, нарушают распорядок в школе, дисциплину на уроках, притесняют других учащихся, активно участвуют в драках и за пределами школы. Адрес редакции и издательства: , РФ, г.

Роджерсом: 1 эмпатия, 2 положительное отношение к воспитаннику, 3 искренность и естественность в общении с. Для формирования у подростка и работа с трудными детьми доклад позитивной Я-концепции рекомендуется проводить с ним тренинговые упражнения.

Они разработаны Л. Петровской, В. Столиным и другими отечественными учеными. Из зарубежных работ назовем книгу Р. Бернса, в которой описаны методики повышения самооценки. В школе рекомендуется проводить следующие тренинговые упражнения: на знакомство, на позитивное мышление, проекция образа собственного Я, еженедельные отчеты, слова-самоописания, воображение успеха и т. Например, проекция своего Я может свестись к следующему групповому тренингу.

Каждый пишет на отдельных листках собственное видение себя и видение его другими. Затем группе зачитывается самоописание. Все стараются определить автора. Затем последний зачитывает свое описание видения его со стороны.

Широко известно высказывание А. Макаренко о большой важности формирования потребностей для процесса воспитания детей.

Сколько стоит написать твою работу?

Потребности по мере осознания и принятия решения к работа с трудными детьми доклад удовлетворению превращаются в мотивы. Мотивы -- это побуждения к работа с трудными детьми доклад. Важнейшими мотивами являются убеждения, стремления, интересы.

В наше время особого внимания педагогов требует проблема воспитания научно обоснованных и действенных убеждений, основанных на идеях гуманизма и демократии. Поэтому воспитательная работа среди молодежи в настоящее время особенно важна и сложна. Всегда важной остается проблема воспитания здоровых интересов у детей, прежде всего интересов к учению и будущей профессиональной деятельности.

Отсутствие таких интересов часто является исходной причиной формирования отклоняющегося поведения у школьников. Проблеме формирования интересов и вообще мотивов учебной деятельности у учащихся уделяли внимание многие психологи и педагоги. В первом случае учитель, опираясь на сформированные у школьника потребности, так включает его в определенную деятельность, чтобы она приносила ему положительные чувства.

Если предоставить ученику возможность достаточно длительно переживать радость от успешной деятельности, то у него возникнет потребность в этой деятельности, устойчивый мотив к занятию ею. Например, опираясь на имеющуюся у ученика потребность в успехе, организуют самостоятельное решение легких учебных задач.

Хваля учащихся за их успешное выполнение, несложные задачи дают до тех пор, пока у школьников не появится уверенность в своих способностях решать задачи. Потом учитель объявляет, что дает для решения трудные задачи.

На самом деле педагог продолжает давать достаточно легкие, посильные для каждого задания. У детей появляется радость и удовлетворение от самостоятельного выполнения заданий, они начинают сами просить дополнительных задач. Тогда педагог начинает постепенно увеличивать их трудность. Успешно решая их, учащиеся приобретают устойчивую мотивацию к подобной деятельности. Это один из действенных способов перевоспитания ленивого ученика, воспитания интереса к учебе и труду.

Имеется и другой, более известный и традиционный путь формирования нужной мотивации у школьников. Учащемуся в готовом виде сообщается о побуждениях, целях, идеалах, которые у него хотят сформировать. Задача заключается в том, чтобы перейти от понимания внешних мотивов к их внутреннему усвоению и принятию к действию. В этом случае применяются методы убеждения, разъяснения, сообщения, эссе глобальный экологический кризис. Важную роль играют убеждения и традиции коллектива, взгляды, распространенные в окружающей социальной среде.

Степанов В. Психология трудных школьников.

  • Рубинштейн показал, что внешние причины действуют через внутренние условия.
  • Войти с помощью:.
  • Она вызывала у них протест.
  • К третьей группе причин и факторов, вызывающих отклонения в поведении детей и подростков, относятся задержки и отклонения в физическом развитии, умственная отсталость, психические заболевания.
  • Воспитание и обучение школьников с отклонениями в развитии.
  • Вторую группу причин и факторов составляют внутренние и внешние конфликты, которые могут быть вызваны самыми различными обстоятельствами: систематической неуспеваемостью, неудовлетворительными взаимоотношениями с учителями, товарищами, родителями, развивающейся на этой основе неудовлетворенностью собой, своим положением в коллективе.

Учебное пособие для учителей и родителей. Проблема трудных учащихся как одна из центральных психолого-педагогических проблем.